Финансовые результаты
В 2020 году МегаФон за счет развития цифровых продуктов и услуг смог во многом нивелировать снижение выручки в условиях пандемии. Компания показала увеличение рентабельности по OIBDA и существенный рост чистой прибыли благодаря мерам по повышению операционной эффективности. Также МегаФон продемонстрировал финансовую устойчивость и снизил долговую нагрузку.
Консолидированные финансовые показатели в 2018–2020 годах 1
Показатель | 2018 | 2019 | 2020 | 2020/2019, % |
Выручка, млрд руб. | 335,5 | 349,0 | 332,2 | –4,8 |
Сервисная выручка | 307,0 | 310,8 | 303,0 | –2,5 |
Мобильная выручка | 276,1 | 280,4 | 274,5 | –2,1 |
Фиксированная выручка | 30,9 | 30,4 | 28,5 | –6,2 |
Продажа оборудования и аксессуаров | 28,5 | 38,2 | 29,2 | –23,6 |
OIBDA, млрд руб. | 124,0 | 151,6 | 147,8 | –2,5 |
Рентабельность по OIBDA, % | 37,0 | 43,4 | 44,5 | 1,1 п. п. |
Скорректированная чистая прибыль, млрд руб. | 21,1 | 10,32 | 26,6 | 158,3 |
Рентабельность по скорректированной чистой прибыли, % | 6,3 | 3,0 | 8,0 | 5,0 п. п. |
Капитальные затраты (CAPEX), млрд руб. | 81,5 | 67,3 | 54,7 | –18,7 |
CAPEX/выручка, % | 24,3 | 19,3 | 16,5. | –2,8 п. п |
Чистый долг, млрд руб. | 294,3 | 320,4 | 309,6 | –3,4 |
Чистый долг / OIBDA, раз | 2,37x | 2,11x | 2,09x | –0,02x |
Выручка
В 2020 году в условиях пандемии COVID- 19 выручка МегаФона снизилась на 4,8% и составила 332,2 млрд руб. Сервисная выручка уменьшилась на 2,5%, до 303,0 млрд руб. При этом снижение мобильного сегмента, на который приходится основная часть выручки, оказалось наименьшим – на 2,1%, в то время как фиксированная выручка уменьшилась на 6,2%. Выручка от продажи оборудования и аксессуаров показала наибольшее падение – на 23,6%. Выручка, полученная в России, является основной для МегаФона и составляет 98% от общего дохода.
Основное негативное влияние на сервисную выручку оказывало сокращение доходов от международного роуминга, отток трудовых мигрантов в связи с ограничениями на передвижения между странами, а также изменение поведения абонентов – снижение активности, оптимизация трат абонентами и бизнесом на связь и дополнительные услуги в период пандемии. Более того, чтобы поддержать клиентов в период самоизоляции, МегаФон на протяжении длительного периода предоставлял ряд актуальных услуг бесплатно, что также отразилось на доходах.
Снижение было частично компенсировано ростом выручки от передачи данных благодаря росту потребления видеосервисов и прочих контент- услуг, услуг удаленного доступа, анализа больших данных и М2М-услуг. Положительное влияние оказал повышенный спрос на отдельные цифровые сервисы, в том числе услуги информационной безопасности и облачных решений, особенно актуальные в условиях массового перехода абонентов на удаленную работу. Также позитивный эффект оказал запуск продаж сим-карт онлайн и в магазинах у дома, что позволило частично нивелировать сокращение новых абонентов, привлеченных через салоны связи.
Падение выручки от продажи оборудования и аксессуаров было обусловлено закрытием значимой части розничных салонов и резким снижением посещаемости, что также существенно снизило приток новых абонентов и негативно сказалось на сервисной выручке. Несмотря на то, что во второй половине 2020 года жесткие карантинные ограничения на работу розничных точек были сняты, возвращение покупательской активности происходило постепенно и не достигло уровня, наблюдавшегося до начала пандемии.
OIBDA
Показатель OIBDA в 2020 году снизился не так сильно, как выручка, – на 2,5% по сравнению с 2019 годом, до 147,8 млрд руб. За счет этого рентабельность OIBDA увеличилась на 1,1 п. п., до 44,5%. Достигнуть такого результата удалось за счет мер по повышению эффективности – контроля над затратами, снижения расходов на рекламу и отдельные общехозяйственные нужды в результате инициатив, направленных на оптимизацию наших процессов, а также сокращения низкомаржинальных продаж оборудования.
Чистая прибыль
Чистая прибыль за 2020 год выросла на 158,3% по сравнению с 2019 годом, до 26,6 млрд руб. Столь существенного увеличения удалось добиться за счет общего повышения операционной эффективности, сокращения затрат на финансирование в связи со снижением долговой нагрузки и оптимизацией кредитного портфеля.
Капитальные затраты
В 2020 году CAPEX был снижен на 18,7% и составил 54,7 млрд руб. Сокращение обусловлено тем, что в период пандемии МегаФон развивал сети в тех областях страны, где возросла потребность в услугах связи, при этом отложив на более поздние сроки проекты, не связанные с качеством сети, на которое был сделан основной упор. Общее количество базовых станций по итогам года составило 193,3 тыс., при этом в сегменте 4G/LTE рост составил 20,5%, до 73,1 тыс.


Ликвидность и финансовая устойчивость
По состоянию на конец 2020 года МегаФон располагал достаточным объемом ликвидности и комфортным уровнем долговой нагрузки. В течение отчетного периода МегаФон работал над сокращением задолженности, активно управляя кредитным портфелем и снижая расходы на финансирование, хеджируя процентные и валютные риски. В результате чистый долг на конец 2020 года сократился на 3,4%, до 309,6 млрд руб., по сравнению с 320,4 млрд руб. в 2019 году. Соотношение чистого долга к OIBDA осталось практически на уровне 2019 года из-за сокращения OIBDA и составило 2,09x, незначительно снизившись на 0,02x вместе со снижением чистого долга.
МегаФон продолжает поддерживать в структуре кредитного портфеля преимущественную долю рублевых обязательств и хеджировать часть долгового портфеля, номинированную в валюте. На 31 декабря 2020 года структура общего долга МегаФона органично диверсифицирована по инструментам, 32% долгового портфеля имеет срок погашения от четырех лет и более.
Компания имеет существенный объем доступных источников заемного финансирования. Мы отслеживаем все рыночные изменения и предпринимаем необходимые меры для своевременного реагирования, а также смягчения любых неблагоприятных воздействий.



- На основании консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 12 мес. 2020 года, прошедшей аудиторскую проверку АО «КПМГ». В связи с округлениями, рассчитанными вручную, финансовые и операционные показатели могут отличаться от представленных результатов. Сравнение аналогичных показателей осуществляется за одни и те же периоды в текущем и предыдущем году на ежеквартальной основе, если не указано иное. Показатели за 2019 и 2020 годы приведены с учетом влияния МСФО (IFRS) 16.
- Показатель не включает переоценку инвестиции в ассоциированную компанию (неденежный фактор).